«Дачная амнистия 2.0»

«Дачная амнистия 2.0»

30 декабря 2021 года принят федеральный закон (№ 478-ФЗ), который назвали «Дачной амнистией 2.0». Закон разработан при участии Росреестра и направлен на совершенствование порядка оформления прав граждан на объекты бытовой недвижимости, улучшение условий для регистрации прав граждан на свою недвижимость.

Что такое «дачная амнистия»?

Упрощенный порядок регистрации прав на недвижимое имущество в рамках «дачной амнистии» был введен в сентябре 2006 года. Он действует в отношении не только земельных участков для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, но и в отношении участков для индивидуального гаражного и жилищного строительства и расположенных на них объектах недвижимости.

Теперь, благодаря новым поправкам, «дачная амнистия» расширяет свое действие.

Что нового предлагает «Дачная амнистия 2.0»?

Новые нормы «дачной амнистии» позволят решить проблему, которая для многих людей является многолетней, а именно – легализовать и оформить свое жилье, построенное еще в советский период. Подтвердить право собственности гражданин сможет даже при отсутствии на руках правоустанавливающих документов. Такие дома могут числиться учтенными в старых документах совхозного (колхозного) учета, похозяйственного учета бывших поселковых советов, в учетных документах бывших БТИ. На сегодня этого недостаточно для внесудебного и простого оформления прав. Гражданам приходилось обращаться в суд за признанием права собственности на дом.

Закон предлагает комплексное решение: гражданин имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, на котором расположен жилой дом, в случае отсутствия документов на дом и земельный участок.

При этом жилые дома должны быть построены до 14 мая 1998 года  использоваться для постоянного проживания,  и располагаться в границах населенного пункта на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Первым шагом гражданина для того, чтобы узаконить такой жилой дом, является подача заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в территориальное отделение Минземимущества Республики Башкортостан того района, где находится участок. Туда же надо предоставить схему расположения участка и один из документов, подтверждающих, что домом гражданин владел до 14 мая 1998 года (документы об уплате коммунальных услуг, документ о проведении государственного технического учета и (или) технической инвентаризации, документ о регистрации (прописке) по месту жительства до 14 мая 1998 года). Возможны и другие документы, их перечень вправе дополнительно определить региональные власти.

Какова процедура в дальнейшем?

Дальше у представителей власти есть 30 дней, чтобы составить акт осмотра участка с недвижимостью, чтобы убедиться в наличии дома и опубликовать в интернете на сайте органа власти извещение о предоставлении земельного участка.

Предоставление участка осуществляется после постановки его на кадастровый учет и предоставления в орган власти заявителем технического плана дома,  на это дается 20 дней.

Далее, органы власти сами обращаются за регистрацией права собственности на земельный участок и за постановкой на кадастровый учет и регистрацией права на жилой дом для заявителя в Росреестр. В связи с этим, гражданин не оплачивает госпошлину. После оказания услуги представители органа власти сами отдают заявителю выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которые подтверждают право собственности на дом и на участок.

Новые правила будут действовать до марта 2031 года.

Новый закон направлен на вовлечение в гражданский оборот жилой недвижимости. Это позволит увеличить собираемость налогов на местах и положительно скажется на развитии частного жилого сектора. Без зарегистрированных прав будет невозможно продать, подарить, передать по наследству или застраховать имущество.

 

Начальник межмуниципального отдела по Белебеевскому и Ермекеевскому районам Галеева Елена Александровна.