Город Белебей
Администрация городского поселения
МР Белебеевский район Республики Башкортостан

Прокурор разъясняет

Прокурор разъясняет

Вопрос: Предусмотрена ли уголовная ответственность за мошенничество с использованием платежных карт?

Прокурор разъясняет.

ФЗ от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ в УК РФ введена ст. 159.3, предусматривающая ответственность за мошенничество с использованием платежных карт. Мошенничество с использованием поддельной или принадлежащей другому лицу кредитной, расчетной и иной платежной карты путем обмана уполномоченного работника кредитной, торговой и иной организации. Статья 159.3 УК РФ предусматривает ответственность в виде лишения свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере 1 миллиона рублей.

При этом Пленум Верховного Суда Российской Федерации № 51 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» определил четкое понимание, при каких обстоятельствах действия виновного квалифицируются по ст. 159.3 УК РФ. Так, согласно его разъяснениям хищение чужих денежных средств, находящихся на счетах в банках, путем использования похищенной или поддельной кредитной либо расчетной карты следует квалифицировать как мошенничество только в тех случаях, когда лицо путем обмана или злоупотребления доверием ввело в заблуждение уполномоченного работника кредитной, торговой или сервисной организации (например, в случаях, когда, используя банковскую карту для оплаты товаров или услуг в торговом или сервисном центре, лицо поставило подпись в чеке на покупку вместо законного владельца карты либо предъявило поддельный паспорт на его имя и т.п.).

Вместе с тем хищение чужих денежных средств путем использования заранее похищенной или поддельной кредитной (расчетной) карты не образует состава мошенничества (ст. 159.3. УК РФ), если выдача наличных денежных средств осуществляется посредством банкомата без участия уполномоченного работника кредитной организации. При этом содеянное считается кражей и лицо, совершившее такое преступление подлежит ответственности по ст.158 УК РФ.

 

Вопрос: Скажите, пожалуйста, имеют ли право собирать деньги в детском саду на игрушки, канцтовары, на ремонт групп?

Прокурор разъясняет.

В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации и ст. 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон) гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования.

 Согласно ст. 2 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», благотворительная деятельность осуществляется, в том числе в целях содействия деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности. Между тем, ст.4 этого Закона определено, что граждане и юридические лица вправе беспрепятственно осуществлять благотворительную деятельность на основе добровольности и свободы выбора ее целей.

Также п.5 ст. 9 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, образовательные учреждения не вправе осуществлять сбор с родителей денежных средств на проведение ремонта, на приобретение игрушек и канцтоваров в принудительном порядке. Материальная или иная помощь может быть оказана образовательной организации только с соблюдением принципа добровольности.

 В случае принудительного сбора денежных средств, Вы вправе обратиться с заявлением в правоохранительные органы, в том числе в прокуратуру по месту жительства с заявлением о привлечении виновных лиц к предусмотренной законом ответственности.

 

Вопрос:  Какой порядок проведения лицензионного контроля в сфере здравоохранения и оценки соответствия лицензионным требованиям сертификатов специалистов.

Прокурор разъясняет.

 С 1 января 2016 года вступила в силу статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ). Часть 1 указанной статьи регламентирует, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

 С учетом поэтапного перехода к системе аккредитации в 2016 году к медицинской деятельности по системе аккредитации специалистов будут допущены лица, завершившие освоение основных образовательных программ высшего образования по специальностям «Стоматологи» и «Фармация». Право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным специальностям будет подтверждаться свидетельством об аккредитации специалиста.

 В дальнейшем ведомственным актом Минздрава России будет регламентирован порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему, а также внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности»

 Необходимо обратить внимание, что сертификаты специалистов будут выдаваться лицам до 1 января 2021 года включительно с учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов, а соответственно право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным сертификатам будет пролонгировано до 1 января 2026 года. Таким образом, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности, начиная с 1 января 2016 года, может быть подтверждено соискателем лицензии, либо сертификатом специалиста, либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.

 

Вопрос: Я, представляю интересы своего брата, которому сейчас 31 год и который с детства остался без родителей. Жилье ему государством никогда не предоставлялось, своего жилья нет. Имеет ли брат в настоящее время право на включение в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением?

Прокурор разъясняет.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Таким образом, закон четко определяет круг лиц, на которых распространяются дополнительные социальные гарантии.

 Аналогичная позиция изложена в Определениях Конституционного Суда РФ от 19.10.2010 № 1282-О-О, от 16.12.2010 № 1590-О-О, где указано следующее.

 Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Абзац четвертый статьи 1 Закона определяет лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

 Данной нормой законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.

 Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

 При этом предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

 Согласно «Обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 судами разрешаются споры о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение вне очереди жилой площадью, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.

 В большинстве случаев вопрос о праве лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилой площадью вне очереди, если до достижения ими возраста 23 лет они не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, разрешался судами исходя из конкретных обстоятельств, по которым указанные лица не встали на такой учет.

 Таким образом, Ваш брат самостоятельно либо уполномоченные им лица не лишены права обратится в суд для включения его в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения жилым помещением.

 

Вопрос: Можно ли отозвать заявление об увольнении до издания приказа об увольнении?

Прокурор разъясняет.

Расторжение трудового договора по инициативе работника в силу ст. 77 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) является одним из оснований прекращения трудового договора.

Согласно ст. 80 ТК РФ работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом.

По соглашению между работником и работодателем трудовой договор, может быть, расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.

До истечения срока предупреждения об увольнении работник имеет право в любое время отозвать свое заявление. Увольнение в этом случае не производится, если на его место не приглашен в письменной форме другой работник, которому в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами не может быть отказано в заключении трудового договора.

Если по истечении срока предупреждения об увольнении трудовой договор не был расторгнут, и работник не настаивает на увольнении, то действие трудового договора продолжается.

Между Вами и работодателем дата увольнения не была согласована. В случае если на Ваше место не был приглашен в письменной форме другой работник, основания для прекращения с Вами трудовых отношений до истечения срока предупреждения об увольнении отсутствовали.

Но даже если другой работник приглашен, то подлежат выяснению обстоятельства, обуславливающие невозможность отказа в принятии его на работу.

Поскольку возник трудовой спор, Вам рекомендуется обратиться с соответствующим иском в суд в течение месяца со дня вручения Вам копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

 

Вопрос: Предусмотрена ли какая-либо ответственность за неисполнение требований управляющего?

Прокурор разъясняет.

В соответствии с п. 2 ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принять решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

 Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

 Ответственность за незаконное воспрепятствование деятельности арбитражного управляющего, в том числе несвоевременное предоставление, уклонение или отказ от передачи сведений и (или) документов, необходимых для исполнения возложенных на него обязанностей, и (или) имущества, принадлежащего юридическому лицу, предусмотрена ч. 4 ст.14.13 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года.

 

Вопрос: Как взыскивается утраченный в результате травмы заработок?

Прокурор разъясняет.

Согласно 1079 ГК РФ   юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств и т.д.) обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. 

 В силу п. 1 ст.1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и уходе и не имеет права на их бесплатное получение.

 В соответствии со ст.1086 ГК РФ размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности.

 В случае, когда потерпевший на момент причинения вреда не работал, учитывается по его желанию заработок до увольнения либо обычный размер вознаграждения работника его квалификации в данной местности, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

 Положение о размере возмещения исходя из величины прожиточного минимума трудоспособного населения по РФ подлежит применению как к неработающим пенсионерам, так и к другим не работающим на момент причинения вреда лицам, поскольку в п. 4 ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации не содержится каких-либо ограничений по кругу субъектов в зависимости от причин отсутствия у потерпевших на момент причинения вреда постоянного заработка.

 Таким образом, если к моменту причинения вреда Ваш брат не работал, не имел соответствующей квалификации, профессии, то применительно к правилам, установленным п.2 ст. 1087 ГК РФ и п. 4 ст. 1086 ГК РФ, суд вправе определить размер среднего месячного заработка, применив величину прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, установленную на день определения размера возмещения вреда. По состоянию на 29.03.2016 этот прожиточный минимум установлен  в сумме  10187 руб.

 Следует помнить, что согласно  ст. 931 ГК РФ в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, а также в других случаях, предусмотренных законом или договором страхования такой ответственности, лицо, в пользу которого считается заключенным договор страхования, вправе предъявить непосредственно страховщику требование о возмещении вреда в пределах страховой суммы.

 Таким образом, если гражданская ответственность виновного в ДТП лица - владельца транспортного средства была застрахована по ОСАГО, то утраченный заработок подлежит взысканию со страховщика, что соответствует положениям ст. 931 ГК РФ и ст. 7 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

 

Вопрос: В каких случаях лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности?

Прокурор разъясняет.

Примечанием к ст.291 УК РФ предусмотрены основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности:

1) активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления;

2) наличие вымогательства взятки со стороны должностного лица либо

3) добровольное сообщение о даче взятки после совершения преступления органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления означает совершение действий, помогающих установить всех виновных в его совершении, полно и объективно выявить обстоятельства совершения преступления.

Вымогательство означает требование должностным лицом взятки под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина, либо умышленное поставление последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов.

Добровольное сообщение о даче взятки - это сообщение, сделанное заявителем по собственной воле и не обусловленное тем, что о даче взятки стало известно органам власти. Мотивы, которыми он при этом руководствовался, значения не имеют. Должным органом в этом случае будет лишь орган, имеющий право возбуждать уголовные дела, а не любой орган власти.

Освобождение лица, совершившего дачу взятки, от уголовной ответственности по вышеуказанным основаниям не означает отсутствия в его действиях состава преступления. Поэтому оно не может признаваться потерпевшим и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде предмета взятки.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возвращению их владельцу.

Вопрос:  Может ли управляющая компания отключать электроэнергию в квартире, если имеется задолженность по оплате иных коммунальных ресурсов или услуг, или общая задолженность по квартплате?

Прокурор разъясняет.

Согласно ч.1 ст.161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

В соответствии с подпунктом «а» п.117 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (в редакции от 14.02.2015) (далее Правила), исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае неполной оплаты потребителем коммунальной услуги - через 30 дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя.

При этом под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения.

Порядок ограничения или приостановления предоставления коммунальных услуг закреплен в п.119 названных Правил.

В силу положений пункта 114 Правил в случае, когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по оплате коммунальной услуги, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Из правового содержания Правил следует, что ограничение (прекращение) подачи коммунального ресурса в связи с задолженностью по оплате за его использование может быть введено в отношении коммунального ресурса, за который образовалась задолженность.

Таким образом, управляющая компания не вправе производить самовольное отключение электроэнергии в квартире за задолженность по оплате иных коммунальных ресурсов или услуг.

 

Вопрос:  Каков порядок выселения граждан из жилого помещения?

Прокурор разъясняет.

Правовой целью выселения является защита прав граждан и организаций, в частности, во избежание несчастных случаев, когда имеет место аварийное жилье, восстановление социальной справедливости в случае самовольного захвата жилья, и во исполнение доходной части бюджета – это случаи выселения за систематическое невнесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Предусмотренные действующим законодательством, основания  касаются выселения только в случае, когда граждане отказываются добровольно освободить занимаемое ими жилое помещение.

Так, в случае прекращения семейных отношений с собственником жилого помещения, право пользования данным помещением за бывшим членом семьи собственника этого жилого помещения не сохраняется. Исключение составляют те дальнейшие правоотношения, которые возникают между собственником жилого помещения и бывшим членом семьи.

В целях обеспечения баланса интересов сторон спорного правоотношения суд решает вопрос о возможности сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением на определенный срок. Принятие судом такого решения допускается при установлении следующих обстоятельств:

а) отсутствие у бывшего члена семьи оснований приобретения жилым помещением;

б) отсутствие у бывшего члена семьи собственника возможности обеспечить себя иным жилым помещением по причине имущественного положения.

Суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить бывшего члена его семьи другим жилым помещением как по договору найма или безвозмездного пользования, так и на праве собственности (т.е. купить жилое помещение, подарить, построить и т.д.).

Следует отметить, что ребенок, в отношении которого родители лишены родительских прав, сохраняет право пользования жилым помещением (п.4 ст.71 СК РФ).

Прекращение семейных отношений между родителями несовершеннолетнего ребенка, проживающего в жилом помещении, находящемся в собственности одного из родителей, не влечет за собой утрату ребенком права пользования жилым помещением по ч.4 ст.31 ЖК РФ (п.1 ст.55, п.1 ст.63 СК РФ).

В соответствии со ст.84 ЖК РФ выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, допускается только в судебном порядке:

- с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма;

- с предоставлением других жилых помещений по договорам социального найма;

- без предоставления других жилых помещений.

В другое благоустроенное жилое помещение по договорам социального найма граждане могут быть выселены в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (например, дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания).

Обязательным условием во всех случаях, является то, что это жилое помещение должно быть благоустроенным, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Т.е. если наниматель занимал квартиру в коммунальной квартире, ему предоставляется аналогичная квартира также в коммунальной квартире.

При выселении возможно также и предоставление иного жилого помещения по договору социального найма. Данная норма закона распространяется на тех граждан, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма и в течение более 6 месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Соответственно при выселении им предоставляется иное жилое помещение, размер которого соответствует размеру жилой площади, установленному для вселения граждан в общежитие, т.е. предоставляемое другое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, быть по размеру не менее 6 квадратных метров жилой площади на одного человека, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования.

Заявленный иск не может быть удовлетворен, если суд придет к выводу об уважительности причин невнесения платы нанимателем и членами его семьи за жилое помещение и коммунальные услуги более чем 6 месяцев подряд.

К уважительным причинам невнесения указанных платежей судом могут быть, например, отнесены: длительные задержки выплаты заработной платы, пенсии; наличие в составе семьи инвалидов, несовершеннолетних детей.

Бывают случаи, когда иное жилье не предоставляется вообще. Это касается тех граждан, которые систематически нарушают права и законные интересы соседей, бесхозяйно обращаются с жилым помещением, в котором они проживают, допуская его разрушение, а также используют жилое помещение не по назначению (например, использование его для офисов, складов). В данном случае наймодатель предоставляет разумные сроки для таких граждан, чтобы они вернули жилое помещение в первоначальный вид, и уже в случае отказа, данный спор разрешается в судебном порядке.

К заинтересованным лицам, имеющим право обратиться в суд с требованием о выселении относятся лица, чьи права нарушаются (например, соседи по дому, коммунальной квартире).

Возможно также выселение граждан из специализированного жилого помещения (т.е. предоставленного по договору найма для временного проживания граждан, т.е. этим специализированным жилым помещением граждане пользуются только в период того срока, который определен сторонами).

В случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.

Вместе с тем, Жилищный кодекс ограничивает категорию граждан, которые могут быть выселены из специализированных жилых помещений. Это касается членов семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей; пенсионеров по старости.

Эти граждане не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений. При этом предоставляемое им другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта, отвечать санитарным и техническим требованиям и относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.

 Также следует отметить, что по данной категории гражданских дел предусмотрено обязательное участие прокурора, который в судебном заседании дает свое устное заключение по делу (ч.3 ст.45, ст.189 ГПК РФ).

 

Вопрос:  Я являюсь индивидуальным предпринимателем по розничной продаже одежды и аксессуаров к ней. Скажите, могут ли меня привлечь к административной ответственности в случае наличия на моей продукции изображения с листом конопли?

Прокурор разъясняет.

В соответствии с действующим законодательством действительно возможно привлечение к административной ответственности.

 Так, согласно части 1 статьи 6.13 КоАП РФ за пропаганду или незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры предусмотрена административная ответственность.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.

Действующее законодательство и сложившаяся судебная практика относят  изображение листа каннабиса на товарах к рекламе, так как оно привлекает внимание к объекту рекламирования, формирует и поддерживает интерес к нему. Такие картинки могут оказывать воздействие на восприятие окружающих.

Часть 1 статьи 6.13 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией рекламной продукции и оборудования, использованного для ее изготовления.

Если же указанное правонарушение совершено иностранным гражданином или лицом без гражданства, это повлечет наложение административного штрафа в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации либо административный арест на срок до пятнадцати суток с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Таким образом, за изображение на любых потребительских товарах листа каннабиса (конопли), а равно как и символики иных наркотических средств, указание на их название, в том числе совместно с приспособлениями для их употребления, предусмотрена административная ответственность, привлечь к которой может только суд.  

 

Вопрос: Могу ли я подать заявление в прокуратуру, если часть вопросов в нем относится к  компетенции органов следствия?

Прокурор разъясняет.

Да, можете.

В соответствии с п. 3.3 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генерального прокурора РФ от 30.01.2013 года № 45 поступившие в органы прокуратуры обращения, адресованные в органы следствия и дознания, а также обращения, адресованные прокурорам, но содержащие вопросы, относящиеся к компетенции органов следствия и дознания, ходатайства в порядке ст. 119 и 120 УПК РФ, разрешение которых отнесено к  компетенции органов предварительного расследования, после их регистрации и предварительного рассмотрения направляются в соответствующие органы с одновременным извещением заявителей о принятом решении.

Если в адресованных прокурорам обращениях содержатся вопросы, разрешение которых отнесено как к их компетенции, так и к компетенции органов предварительного расследования, такие обращения подлежат разрешению в соответствующих прокуратурах. Копии обращений не позднее 7 дней со дня регистрации направляются в соответствующие органы следствия или дознания с обязательным уведомлением заявителя.

 

Вопрос: Какая предусмотрена ответственность за оскорбление?       

Прокурор разъясняет.

Статьей 5.61 КоАП РФ предусмотрена ответственность за оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме, влекущая наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; для должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; для юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, в том числе это относится к размещению соответствующей информации на общедоступных сайтах в сети Интернет, и влечет наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.  По смыслу закона неприличной считается циничная, глубоко противоречащая нравственным нормам, правилам поведения в обществе форма унизительного обращения к человеку. При этом для оскорбления не имеет значения, соответствует ли отрицательная оценка личности гражданина истинному положению дел. Нецензурные слова априори считаются оскорбительными, слова литературного языка - применительно к ситуации, если они дают негативную оценку потерпевшего, сравнение его с недостойными лицами или с животными.  Полномочиями по возбуждению административных дел за оскорбление обладает только прокурор, рассматриваются данные дела мировыми судьями.   

 

Вопрос: Существует ли ответственность за склонение к потреблению наркотических средств и что подразумевается под словом склонение?       

Прокурор разъясняет.

Под склонением к потреблению наркотических средств или психотропных веществ понимаются любые активные умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желания к их потреблению (уговоры, предложения, в том числе однократное, дача совета, обман, физическое или психическое насилие, ограничение свободы и иные действия по принуждению, потребление таких средств и веществ под видом иных веществ и т.п.). 

Склонение не обязательно должно быть связано с многократными действиями, оно может совершаться путем однократного предложения к потреблению наркотических средств или психотропных веществ.

Потребление предполагает их прием вовнутрь в виде таблеток и порошка, путем инъекций, путем вдыхания через нос, курения, жевания. Не может рассматриваться как склонение к потреблению рассказ о якобы полезности потребления и иные аналогичные действия без высказывания предложения другим лицам употребить эти средства (вещества).

Преступление имеет формальный состав, считается оконченным с начала совершения действий по возбуждению желания у другого лица потребить наркотические средства или психотропные вещества. При этом не имеет значения, вызвали действия виновного желание потребить их или нет, употребило ли склоняемое лицо эти средства (вещества) или нет.

Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов - наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

 

Вопрос: Как устанавливается срок прохождения лечения от наркомании в административном порядке?      

Прокурор разъясняет.

В соответствии с внесенными Федеральным законом от 28.11.2015 № 345-ФЗ изменениями в ч. 2 ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с 09.12.2015, при назначении административного наказания с возложением обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение от наркомании и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ в постановлении по делу об административном правонарушении судья устанавливает срок, в течение которого лицо обязано обратиться в соответствующие медицинскую организацию или учреждение социальной реабилитации. Указанный срок исчисляется со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

 

Вопрос: Знаю, что всех подростков будут проверять на употребление наркотиков. Расскажите об этом подробнее. Будут ли эти медосмотры добровольными?

Прокурор разъясняет.

Приказом Минздрава России от 6 октября 2014 года N581н утверждены Правила проведения ежегодных медосмотров школьников и студентов в целях раннего выявления употребления ими наркотиков. Медосмотры проводятся всеми учебными заведениями с 10 января 2015 года. Им подлежат все обучающиеся, достигшие возраста 13 лет. Медосмотр проводится в добровольном порядке. Если подростку не исполнилось 15 лет, для проведения медосмотра необходимо согласие (в письменной форме) одного из его родителей. Подросток возраста 15 лет и старше сам дает такое согласие. 

Завершающим этапом осмотра является разъяснение обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, либо одному из родителей обучающегося, не достигшего возраста 15 лет, результатов проведенного профилактического медицинского осмотра. Сведения о результатах медосмотра вносятся психиатром-наркологом в медицинскую документацию обучающегося.

           

Вопрос: Какой порядок тестирования учащихся образовательных учреждений на употребление наркотических средств?

Прокурор разъясняет

Министерством юстиции Российской Федерации 13 августа текущего года зарегистрирован Приказ Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. № 658 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Необходимость такого тестирования предусмотрена Федеральным законом от 7 июня 2013 года № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам профилактики незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ». Указанное тестирование направлено на раннее выявление немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ.

В соответствии с Приказом тестирование будет проходить в два этапа: социально-психологический и медицинский (сдача анализов). Исследование является добровольным. За учеников младше 15 лет письменное согласие должны давать родители или иные законные представители, учащиеся старше 15 лет дают такое согласие самостоятельно (эти согласия хранятся в течение года).

Тестирование проводится в соответствии с распорядительным актом руководителя образовательной организации. Проводить социально-психологическое тестирование будет Комиссия, обеспечивающая организационно-техническое сопровождение тестирования, которая создается руководителем организации, он же утверждает её состав. Анкеты заполняются анонимно, но с указанием названия учебного заведения, класса (группы) и возраста. Родители имеют право присутствовать на тестировании.

В тоже время, ученикам запрещается в ходе испытаний общаться друг с другом. При тестировании в аудитории присутствует член комиссии. Каждый участник имеет право в любое время отказаться от тестирования, известив об этом члена Комиссии.

Кроме того, Приказом установлена обязанность руководителя образовательной организации, обеспечить направление акта передачи результатов тестирования в исполнительный орган власти субъекта федерации в сфере образования в 3-дневный срок.

В свою очередь, данным органам Министерством рекомендовано формировать календарный план тестирований, обрабатывать и анализировать результаты в период до 30 дней, составлять акт результатов, передавать его в орган власти региона в сфере охраны здоровья для планирования дополнительных профилактических мер.

 

Вопрос: Подлежит ли взысканию причиненный ребенку моральный вред с дошкольного учреждения? К примеру, во время нахождения в дошкольном образовательном учреждении, мойсын, оставшись без присмотра воспитателя, из-за детской шалости получила повреждение правого глаза. Данный факт зафиксирован в приемном покое.

Прокурор разъясняет.

В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1).

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2). 

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 3 статьи 1073 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если малолетний гражданин причинил вред во время, когда он временно находился под надзором образовательной организации, медицинской организации или иной организации, обязанных осуществлять за ним надзор, либо лица, осуществлявшего надзор над ним на основании договора, эта организация либо это лицо отвечает за причиненный вред, если не докажет, что вред возник не по их вине при осуществлении надзора.

Приведенной правовой нормой установлена презумпция виновности образовательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за малолетним, причинившим вред во время нахождения под надзором данного учреждения.

При этом, по смыслу закона, образовательные и иные организации, осуществляющие временный надзор за малолетним, к которым относятся и детские сады, обязаны возместить не только вред, причиненный малолетним третьему лицу, но и вред, причиненный им самому себе.

Таким образом, дошкольное учреждение обязано возместить не только материальный ущерб (например, расходы на приобретение лекарственных средств), но и моральный вред.

 

Вопрос: Какая ответственность предусмотрена за осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере менее размера, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок?

Прокурор разъясняет.

В соответствии  со статьей 30  Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики (государственный или муниципальный заказчик  либо в соответствии с частью 1 статьи 15 настоящего Федерального закона  бюджетное учреждение, осуществляющее закупки) обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи.

Неисполнение указанных требований федерального законодательства влечет за собой административную ответственность, предусмотренную частью 11 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде штрафа на должностных лиц заказчика в размере пятидесяти тысяч рублей.

 

Вопрос: Какой порядок проведения лицензионного контроля в сфере здравоохранения и оценки соответствия лицензионным требованиям сертификатов специалистов?

Прокурор разъясняет.

С 1 января 2016 года вступила в силу статья 69 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ). Часть 1 указанной статьи регламентирует, что право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие медицинское или иное образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие свидетельство об аккредитации специалиста.

С учетом поэтапного перехода к системе аккредитации в 2016 году к медицинской деятельности по системе аккредитации специалистов будут допущены лица, завершившие освоение основных образовательных программ высшего образования по специальностям «Стоматологи» и «Фармация». Право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным специальностям будет подтверждаться свидетельством об аккредитации специалиста.

В дальнейшем ведомственным актом Минздрава России будет регламентирован порядок выдачи свидетельства об аккредитации специалиста, форма свидетельства об аккредитации специалиста и технические требования к нему, а также внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» в части требований к соискателям лицензии.

Необходимо обратить внимание, что сертификаты специалистов будут выдаваться лицам до 1 января 2021 года включительно с учетом этапности перехода к системе аккредитации специалистов, а соответственно право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности по указанным сертификатам будет пролонгировано до 1 января 2026 года. Таким образом, право на осуществление медицинской (фармацевтической) деятельности, начиная с 1 января 2016 года, может быть подтверждено соискателем лицензии, либо сертификатом специалиста, либо свидетельством об аккредитации специалиста, что должно быть учтено при проведении лицензионного контроля и оценке соответствия соискателей лицензии лицензионным требованиям.